Основная образовательная программа начального общего муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Прогимназия «Зимородок» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО), с учетом федеральной образовательной программы (далее-ФОП) , особенностей образовательного учреждения, на основе следующих образовательных систем: развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и образовательной системы Школа понимания (Авторы: В.И. Тюпа, Ю.Л. Троицкий, Ю.В. Шатин, Н.В. Максимова). Школа понимания обеспечивает инновационную составляющую развивающей образовательной среды (далее - РОС) и эффективное достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
Целью реализации основной образовательной программы является формирование содержания развивающей образовательной среды, обеспечивающей достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, ценностей и способов разных типов деятельности и коммуникации.
Достижение целей реализации ООП НОО предполагает решение следующих основных задач:
-обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
-дифференциация и индивидуализация процессов обучения и воспитания, создание условий для становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности и неповторимости;
-формирование общей культуры, представлений о системе общечеловеческих ценностей, нормах морали и нравственности, воспитание обучающихся в духе патриотизма и гражданственности, уважения к традициям, истории и культуре России;
-социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, развитие творческих способностей обучающихся; создание основ для ценностного отношения обучающихся к познанию и творчеству, формирование и развитие системы основных умений учебной и творческой деятельности; формирование мотивации и поведенческих установок здорового и безопасного образа жизни, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса;
-достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
-выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему научных обществ, секций, студий и кружков;
-организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности;
-использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий, овладение обучающимися основами учебной деятельности;
-обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
-обеспечение преемственности дошкольного образования и начального общего образования;
- обеспечение условий для последующего свободного выбора обучающимися и их родителями (законными представителями) образовательного маршрута в процессе получения основного общего и среднего (полного) общего образования на основе сформированной готовности к освоению образовательных программ различного уровня.
Для реализации данных целей и задач ведущими в содержании и организации образовательных отношений являются следующие подходы и идеи: организация образования как коммуникативного события (Школы понимания), деятельностный подход развития обучающего (А.А. Леонтьев), идея амплификации развития (А.В Запорожца), идея культурно–исторического развития личности (Л.С. Выготского) и идея «диалога согласия» (М.М. Бахтина).
Данные подходы и идеи определили основные принципы формирования ООП НОО:
- принцип преемственности личностных, метапредметных и предметных результатов дошкольно-школьного образования;
- принцип адаптивности развития и принцип психологической комфортности;
- деятельностно-ориентированные принципы: обучение в зоне ближайшего развития, диалектика зон ближайшего и актуального развития ребёнка, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося, принцип опоры на предшествующее развитие и исходные детские представления;
- принцип организации образования как коммуникативного события, в основе которого лежит организация контекста понимания: актуализация как минимум двух смыслов (личностных, предметных), позволяющих осуществлять перевод объективных значений (информации, знания) в ценностно-значимые для обучающихся смыслы (понимание).